Типы галстуков-бабочек
Самый большой галстук-бабочка в России
Существуют разные виды галстуков-бабочек. До нашего времени дошли две основные выкройки и несколько их модификаций.
- Butterfly — классический вид бабочки, получивший своё название из-за формы, напоминающей крылья бабочки. Узкий перешеек между «крыльями» формирует количество складок на узле, чем он тоньше тем их меньше, самая широкая часть составляет в классическом варианте 6,5 см.
- Large Butterfly — повторяет формы классической бабочки «butterfly», но имеет немного больший размер в ширину. Модификация появилась для обладателей внушительной шеи и овала лица, однако это не является правилом, такая бабочка может быть использована и человеком со средними формами. Самая широкая часть составляет 8-8,5 см.
- Modified butterfly — классическая бабочка «butterfly» имеет мало мелких складок из-за тонкой талии, модифицированная же имеет талию толще, из-за чего на узле образовывается узор складок. В такой бабочке довольно часто ходил Уинстон Черчилль.
- Batwing — ещё один классический вид, получивший своё название от формы, напоминающей крыло летучей мыши. В отличие от «butterfly» этот тип бабочек не имеет талии и напоминает биту для игры в лапту. Из-за отсутствия талии складки в узле получаются длинные, обычно с шириной в пределах от 4 до 5 см. Любимая бабочка Линкольна и Джеймса Бонда.
- Batwing — diamond point — довольно удачный гибрид классических форм: с размером унаследованным от «batwing» и талией — от «butterfly». Концы заострены и половина завязанной бабочки напоминают форму бриллианта, от чего и произошло название этого вида. Этот вид бабочек в стандартном размере подходит девушкам.
Код: галстук-бабочка
Таким образом мужской галстук-бабочка уже на заре своей жизни приобрел двойное значение: элемент военной формы, имеющий утилитарное назначение с одной стороны, и декоративный атрибут светского аристократического костюма – с другой. С течением времени галстук-бабочка утратил свою первоначальную защитную функцию и стал все больше приковывать внимание к шее, нежели чем защищать ее. Впоследствии бабочка, в особенности черного цвета, – превратилась в непременный атрибут униформы, свидетельствующий о вежливом обслуживании, особом пиетете по отношению к тому, кого обслуживает человек в бабочке, а также в отсутствии личного мнения в рабочее время
Впоследствии бабочка, в особенности черного цвета, – превратилась в непременный атрибут униформы, свидетельствующий о вежливом обслуживании, особом пиетете по отношению к тому, кого обслуживает человек в бабочке, а также в отсутствии личного мнения в рабочее время.
Бабочка в истории униформы закрепилась в XIX веке – это история взаимоотношений между слугой и его хозяином-аристократом. Это был доверенный человек, уполномоченный заведовать прочими слугами. В современном контексте эта связь между клиентом и обслугой в бабочке семиотически поднимает статус первого до уровня хозяина положения. Более того, наличие бабочки создает особую атмосферу и приводит к исполнению ритуалов обслуживания клиентов в особо деликатной форме.
На самом деле – это некое ожидание со стороны клиента. Если персонал в бабочках, то и обслуживание должно соответствовать высоким стандартам. Опять же, здесь возникает двойственность понятий этого аксессуара. С одной стороны, бабочка превращает обычный костюм в формальный, с другой, создает флер элегантности, легкости и особой грации.
Французские официанты, начало XX века, источник фото
Современный стиль галстука-бабочки
Если в описанные выше времена, галстук-бабочка был уделом аристократов и к тому же мужчин, то сейчас диапазон применения этого аксессуара многократно расширился. Во-первых, он стал любимым атрибутом корпоративного стиля у адвокатов, крупье, артистов определенных жанров, судей на боксерском ринге. Во-вторых, невозможно представить некоторые особо торжественные церемонии без применения дресс-кода, в котором галстук-бабочка является обязательным элементом. Ну и в-третьих, это тот вариант, который не без определенного куража использовала я в молодые годы: для стиля и удовольствия. По поводу вот этого последнего пункта предлагаю посмотреть ролик, который обязательно поднимет ваше настроение!
Причем, сейчас можно не придерживаться строгого протокола: кому носить, куда носить и прочие условности. Сейчас галстук-бабочку могут себе позволить одевать и мужчины, и женщины, и дети!
История происхождения
По одной из версий происхождение галстука-бабочки связано с именем короля Франции Людовика XIV. В ходе тридцатилетней войны (1618-1648) хорватские солдаты, принимавшие участие в боевых действиях, повязывали поверх воротничка рубашки шарф и закалывали его так, чтобы концы воротничка не распадались. По внешнему виду получалось нечто похожее на галстук-бабочку. Французские офицеры позаимствовали эту идею и, вернувшись домой, распространили ее в своем кругу. “Фишка” так понравилась Людовику XIV, что он, а за ним и вся французская знать переняли эту моду, сделав бабочку мужским аристократическим атрибутом.
Хорватский солдат, около 1645 года, источник фото
На самом деле, хорватские солдаты не просто закрепляли уголки воротничка с помощью отреза ткани и делали это вовсе не для красоты. Данный отрез ткани, помимо прочего создавал дополнительную защиту для шеи.
Тонкая кожа, чувствительность к холоду, хрупкое строение шейного отдела позвоночника, сонная артерия – все это делает шею особым объектом внимания, требуя комфорта и защищенности. Одновременно шея – это объект для демонстрации регалий и преимуществ. Знаки, отмечающие религиозную принадлежность, медали, колье, личные знаки отличия и обереги носятся именно на шее
При этом именно эта часть тела сама по себе является объектом внимания – это эрогенная зона, которая привлекает повышенное внимание окружающих
Парадный военный портрет Людовика XIV, короля Франции, источник фото
Популярные носители галстука-бабочки
Вот тут просто обойдусь простым перечислением. Нет, сделаем даже не так! Прямо сейчас, спонтанно у меня появилась одна мысль. Я сейчас продумываю всякие идеи по поводу очередных конкурсов в своем блоге, которые были бы интересны и увлекательны. Пока готовая концепция не сформировалась, отдельный фрагмент можем запустить уже сейчас. Он заключается в следующем: я выкладываю фото относительно галстука-бабочки и предлагаю дать ответы в комментарии. Ответы, разумеется, кто или что на фото? Первые 5 человек, давших правильные ответы по всем фото получат по 10 баллов в счет следующего конкурса, условия которого я озвучу в ближайшее после-новогоднее время. Итак, поехали:
Известный персонаж с обязательной бабочкой
Логотип компании
Логотип компании в стиле «бабочка»
Публичная персона — любитель галстука-бабочки
Галстук-бабочка в детском варианте
Женская вариация бабочки
История галстука-бабочки
Современные реалии сложно представить без наличия такого аксессуара, как галстук-бабочка. Но всегда ли он был столь популярен и имел привычный всем нам вид?
Первые галстуки-бабочки
Время появления первого галстука-бабочки установить сложно, но если заглянуть в историю, можно заметить, что прототип галстука-бабочки появился еще в III веке до нашей эры в Китае, во времена правления первого императора династии Цинь. Император повелел изготовить более 8000 терракотовых воинов, которые должны были отправиться с ним в загробный мир. Помимо классических доспехов на некоторых воинах были надеты шейные платки, завязанные в форме бабочки. Похожее изобретение было популярно и в Риме — во II веке до нашей эры, римская армия повязывала вокруг шеи платки.
Терракотовый воин с шейным платком, напоминающим бабочку
Однако, в те давние времена платок повязывался на шею не для красоты, а для того чтобы не простудиться и для защиты от ветра и пыли.
В виде украшения галстук-бабочка стал использоваться во второй половине XVI века. Небезызвестная Мария Стюарт привнесла в моду воротник, как хвост павлина, окутывающий шею. За ним появился «мельничный жернов» — кружевное жабо исполинских размеров на корсете. И, хотя, такой воротник далек от современных представлений о галстуке-бабочке, мода на украшение шеи необычными аксессуарами активно развивалась.
Портрет Марии Стюарт
Так, во время прусских войн XVII столетия, французы обратили внимание на прекрасную идею хорватских наемников — они повязывали поверх ворота шарф и закалывали его так, что получалось нечто похожее на современный галстук-бабочку. Этот шарф служил для того, чтобы части воротника рубашки не распахивались
Его прозвали по-простому — «Крават» — что с французского означает хорват. Сегодня во Франции и Великобритании «краватом» (анг. сravat, фр. сravate) называют любой галстук.
Хорватский наемник
Прошло еще немного времени, и на французский престол взошел король Людовик XIV. В 1661 году он создал при дворе галстучную мастерскую, которая шила для короля и его приближенных изысканные украшения для шеи, завязывающиеся в форме самых причудливых бабочек.
Французский король Людовик XIV
Современный облик галстука-бабочки
Когда точно зародилось название «бабочка» неизвестно, однако оно упоминается в Италии еще в самом начале XIX века, но принято считать, что название галстуку дали все же французы.
В начале XX века галстук-бабочка был одним из самых популярных мужских аксессуаров. Его надевали как на официальные мероприятия, так и в повседневной жизни.
Мода на бабочки активизировалась после премьеры в Милане в 1904 году оперы Дж. Пуччини «Чио-чио-сан» (она же «Мадам Баттерфляй»). Музыканты в оркестровой яме «Ла Скалы» были одеты в строгие костюмы и бабочки. Эта идея принадлежала дирижеру оркестра.После премьеры спрос на галстуки-бабочки вырос в разы. Галстук-бабочка стал неукоснительным атрибутом высшего общества, а также свидетельством изысканного и тонкого вкуса своего владельца.
Еще один виток популярности бабочек связан с Марлен Дитрих. В фильме «Марокко» (1930-е гг.) героиня, которую играла актриса, предстала в бабочке.
Марлен Дитрих в галстуке-бабочке
Одним из известных носителей галстуков-бабочек был Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль — британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940—1945 и 1951—1955 гг.
Уинстон Черчилль
В XX веке правилами этикета были предусмотрены особые виды дресс-кода: «White Tie» (белая бабочка + фрак) и «Black Tie» (черная бабочка + смокинг), которые и по сей день остаются актуальными.
«White Tie»
«Black Tie»
На сегодняшний день можно встретить бабочки и белые, и черные, и разноцветные, и с интересными принтами.Галстук-бабочку носят не только на официальные мероприятия. Этот аксессуар уместен и для дружеских посиделок с друзьями, и для свиданий, и для работы в офисе. Кроме того, галстук-бабочка давно перестал быть исключительно мужским аксессуаром. Дамы с удовольствием надевают бабочку — ведь этот атрибут способен придать особый шарм и элегантность любому образу. Женский галстук-бабочка сегодня никого не удивляет.
История у галстука-бабочки очень богатая, и, несмотря на то, что сегодня многие никогда в жизни не наденут бабочку, этот галстук ждет еще долгая жизнь. Ведь бабочка вещь классическая, а именно такие вещи становятся предметом экспериментов дизайнеров, стремящихся внести свой вклад в историю моды.
(P.S.: информация для статьи собрана с различных общедоступных источников)
Материалы для шитья
Для таких
галстуков подойдут костюмные ткани, но не слишком плотные. Подходящие материалы
для пошива галстука-бабочки: атлас, шелк, хлопок, жаккард, парча, полиэстер,
бархат, фетр. Реже используется шерсть или кожа.
Необходимые
инструменты для изготовления
Для
изготовления галстука-бабочки понадобятся следующие инструменты:
- ткань подходящих размеров;
- швейная машинка;
- линейка для измерения;
- кусочек мела или карандаш;
- ножницы;
- железная фурнитура или крючок;
- утюг для разглаживания деталей;
- булавки для крепления;
- нитки темного цвета;
- тонкая игла для шитья.
Изготовление галстука-бабочки: пошаговая инструкция
- Подготовить
кусок ткани размером 8×13 см для ребенка и 24×13 см для взрослого человека. Для
перемычки подойдет отрез ткани размером 4×7 см, а для ремешка галстука можно
взять ткань или эластичную тесьму размером 5×60 см. Также понадобится
эластичная резинка и застежка или заколка для фиксации. - С помощью линейки
измеряют размеры и вырезают прямоугольники необходимой длины. Мелом или
карандашом делают небольшие пометки на ткани. Получившиеся заготовки нужно
прогладить утюгом. - Основную
выкройку сложить пополам изнаночной стороной вверх и прошить, отступая от края
4-5 мм. Лучше всего это делать при помощи швейной машинки, но можно и вручную
тонкой иглой. Шов должен быть таким, чтобы нитки не выбивались, а на ткани не
было затяжек и стрелок. - Полученную
деталь нужно сложить так, чтобы шов был наружу и прошить, отступив несколько
миллиметров от края. - Вывернуть
деталь наизнанку швом вверх и прогладить утюгом. После этого основная деталь
будет готова. - Заготовку для
будущей перемычки нужно сложить вдоль так, чтобы лицевая сторона ткани была
наружу и прошить, отступив 3 мм от края. - Полученную
деталь перемычки также нужно прогладить с помощью утюга. При этом шов должен
получиться посередине. Затем сложить пополам полученную деталь и прошить. Отступ
от края должен зависеть от толщины ткани и вида материала. Готовую перемычку
нужно вывернуть. - Основную
деталь сложить в форму бабочки, образовав складки и тонкую среднюю часть. Затем
продеть ее через готовую перемычку. - Для
изготовления ремешка нужно взять эластичную ленту и продеть ее через перемычку.
Затем продеть ремешок через деталь для регулирования и через крючок, а потом
снова через деталь для регулирования, образовав петлю. - Кончик от
ремешка нужно подшить. Для закрепления ремешка подойдет железная фурнитура или
крючок. Например такой, который используется как элемент крепления в одежде и
нижнем белье.
Мужской галстук-бабочка объединяет
Во второй половине XIX века бабочку носили не только официанты, но и художники, торговцы и представители активно развивающегося класса буржуазии. В этом смысле бабочка объединяла одних с другими. Ключевое сходство – заинтересованность в собственной персоне – ее активная экспозиция. И если буржуа с помощью эффектного атрибута галстука-бабочки говорили об успешном финансовом положении, то художники и поэты – о статусе маэстро и знатока искусств.
Необходимо отметить, что и те и другие – хозяева и слуги одновременно – одни для государства, вторые для публики.
В октябре 1886-го года Пьер Лоррила, американский магнат, владелец табачных фабрик, ввел в моду новый формальный стиль, появившись на балу в Tuxedo Club (элитный курорт недалеко от Нью-Йорк Сити) в черном пиджаке с шелковыми лацканами, черном жилете, черных брюках с шелковой отделкой по боковому шву, белой рубашке и черных кожаных ботинках. Завершал образ шелковый черный галстук-бабочка. Такой вечерний костюм быстро приобрел популярность среди буржуазии и получил название смокинг или тукседо, а форма одежды – black tie. Черный шелковый галстук-бабочка с тех пор получил свое очередное, на этот раз, формальное призвание.
Пример дресс-кода black-tie с непременным атрибутом – галстук бабочка, источник фото
Дуальность бабочки
А в 20-х годах бабочка теряет гендерную айдентику. Такие звезды черно-белого кино как Марлен Дитрих и Кэтрин Хепберн вводят в моду “мужские” образы, используя в кино и в жизни элементы традиционно мужского гардероба: фраки, пиджаки, цилиндры, брюки и конечно же галстуки-бабочки.
На практике исторически скопившаяся амбивалентность галстука-бабочки может работать в противоположных направлениях, превращая привычное в экстравагантное, человека в бабочке, желающего казаться аристократичным – в подобие обслуживающего персонала, а профессионала, который за счет этого аксессуара хочет казаться более компетентным – в профана или клоуна.
Марлен Дитрих в образе из фильма “Марокко”, источник фото
С другой стороны, в этом и состоит привлекательность галстука-бабочки. Грамотное использование этого аксессуара производит эффект попадания в яблочко.